Карта с космоса россии: Спутниковая карта России — города и области (2020)

Создана самая грандиозная карта космоса

Астрономы нанесли на карту трёхмерное расположение более чем миллиарда галактик. Это самая подробная в истории карта Вселенной.

Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Учёные использовали данные обзора PS1 3π. Они были получены с помощью 1,8-метрового телескопа Pan-STARRS1, расположенного на Гавайях. PS1 3π – это крупнейший в мире глубокий обзор, выполненный в нескольких цветах. Он охватывает три четверти неба, а в полученном каталоге значится почти три миллиарда (!) объектов.

Но что это за объекты? Для телескопа это просто яркие точки в небе. Между тем среди них есть звёзды Млечного Пути, целые галактики и даже далёкие квазары. И разобраться, что есть что – задача не из простых.

Для этой цели астрономы использовали искусственный интеллект. Они обучили нейронную сеть на выборке из 3,8 миллиона объектов, примерно 66% из которых составляли галактики, 20% – квазары, а оставшуюся часть – звёзды.

Карта плотности распределения галактик на расстоянии 1,5-3 миллиарда световых лет от Земли. Из изображения вырезан Млечный Путь, закрывающий обзор.

Электронный эксперт научился верно определять природу объекта в 97–98% случаев, опираясь на его цвет и видимый размер.

После этого учёные поручили искусственному интеллекту отобрать из данных каталога галактики. Для этих «звёздных островов» система определяла фотометрическое красное смещение, которое можно пересчитать в расстояние до объекта.

При этом программа педантично делала поправку на поглощение света космической пылью. В итоге погрешность в определении дистанций не превысила 3%, и это при том, что свет самых далёких галактик путешествовал к Земле более девяти миллиардов лет. Для сравнения: Большой взрыв произошёл около 13,8 миллиарда лет назад.

Благодаря этой работе учёные вдвое расширили площадь неба, для которой построена трёхмерная карта расположения галактик.

«Эта прекрасная карта Вселенной является одним из примеров того, как потенциал набора больших данных Pan-STARRS может быть увеличен с помощью алгоритмов искусственного интеллекта и дополнительных наблюдений», – заключает директор обсерватории Pan-STARRS Кен Чэмберс (Ken Chambers).

Полученная карта поможет специалистам исследовать законы, определяющие строение Вселенной.

Отметим, что все полученные авторами данные размещены в открытом доступе. Правда, их суммарный объём составляет около трёхсот гигабайт. Но учёные предоставили удобный интерфейс для направления запросов в эту базу данных.

К слову, ранее Вести.Ru рассказывали о самой глубокой карте распределения материи во Вселенной. Писали мы и о трёхмерной карте движения почти полутора тысяч галактик.

Будущим покорителям других планет. Как создаются космические карты

В 2024 году планируется старт орбитальной миссии «Луна-26», в 2025-м — посадочного аппарата «Луна-27». Следующая миссия — «Луна-28» — вернет на Землю реголит, аппарат будет создан в облике взлетно-посадочного модуля, чтобы отработать посадку перед пилотируемой миссией, намеченной на 2030 год.

Чтобы выбрать место посадки и подготовиться к полету, ученым и космонавтам потребуются карты естественного спутника Земли. О том, какие карты других планет уже есть, как они создаются и какие появятся в будущем, в интервью ТАСС рассказали руководитель комплексной лаборатории исследования внеземных территорий МИИГАиК Ирина Карачевцева, старший инженер-геодезист отдела топографо-геодезических работ Роскартографии Елена Бекчанова и ведущий инженер-геодезист отдела топографо-геодезических работ Роскартографии Олег Евстафьев.

С Земли и из космоса

Для создания карт Земли применяются три метода: наземный (с применением топографических и геодезических съемок), аэрофотосъемка (с использованием самолетов и беспилотников) и космический (с получением данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с искусственных спутников). С орбиты создаются более масштабные карты, с помощью аэрофотосъемки и наземного метода — более детальные.

На эту тему

«На сегодняшний день максимально допустимые данные ДЗЗ составляют в лучшем случае 30–50 см, в а в худшем 100 м. Сейчас мы создаем единую электронную картографическую основу для территории РФ с разрешением 20 см на территорию городских населенных пунктов и 1 м на территорию субъектов Российской Федерации  в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика», и этот опыт, возможно, будет полезен при работе по созданию карт небесных тел Солнечной системы», — сказал Евстафьев, уточнив, что на Земле такое разрешение возможно только с использованием аэрофотосъемки, потому что в космической съемке его достичь не получится.

Карта, пояснил специалист, является уменьшенным, обобщенным, условно-знаковым изображением Земли, других планет или небесной сферы, построенным по математическому закону, то есть в масштабе и проекции, с привязкой к определенной системе координат.

Каждый объект, нанесенный на карту, имеет свои точные координаты на местности. Это в том числе отличает карту от простого изображения местности или рисунка

Олег Евстафьев

При этом система координат закреплена опорными пунктами — физическими объектами, которые видны на поверхности. На Земле это металлические знаки или бетонные туры, закрепляемые специальным образом или закапываемые в грунт. При создании карт с помощью аэрофотосъемки также в качестве меток используют опознаки, которыми могут служить, например, бордюры, бетонные плиты, столбы, дорожная разметка, хорошо различимые на аэрофотоснимке. Отсчет высот в России ведется в Балтийской системе высот 1977 года от нуля Кронштадтского футштока, укрепленного в устое моста через обводной канал в Кронштадте. Для топографо-геодезических работ на других планетах необходимо вначале создать и реализовать разработанные для каждой из них специальные системы отсчета координат и высот, объясняет специалист.

Детальные карты для космонавтов

В отличие от картографирования Земли, точные карты небесных тел в настоящий момент создаются с использованием космической съемки с орбитальных аппаратов. Основным источником информации о поверхности являются цифровые модели рельефа (ЦМР). «ЦМР и изображения поверхности позволяют изучать рельеф небесных тел, например, измерять размеры и структуру кратеров, самых распространенных форм рельефа в Солнечной системе», — пояснила Ирина Карачевцева.

Современные снимки поверхности Луны достигают разрешения 30 см, и получены они с низкой лунной орбиты высотой ниже 50 км

Ирина Карачевцева

«С помощью этих снимков нами созданы ЦМР и новые детальные карты районов передвижения советских самоходных аппаратов «Луноход-1» и -2, управлявшихся дистанционно с Земли. С помощью современных цифровых карт мы уточнили длину маршрутов, проделанных этими уникальными планетоходами почти 50 лет назад», — сообщила Ирина Карачевцева.

Карта маршрута Лунохода-2 с предложенными названиями кратеров

© Лаборатория исследования внеземных территорий МИИГАиК

В свою очередь ведущий инженер-геодезист Роскартографии отметил, что в качестве опорных пунктов на Луне могут использоваться космические аппараты, которые ранее опускались и работали на поверхности спутника Земли. Также там могут быть размещены объекты, которые хорошо видны на снимке для дальнейшего определения координат и привязки всего снимка.

На эту тему

При наличии подробных данных, полученных с космических аппаратов, карта Луны может быть точнее, чем земная, полагает эксперт. «Карта Луны будет точнее, чем карта Земли, потому что там нет атмосферы, поэтому искажения будут минимальны или практически полностью отсутствовать», — пояснил Олег Евстафьев.

РФ планирует создавать в том числе 3D-карту естественного спутника Земли. Для этого будут использованы данные с космического аппарата «Луна-26», отправка которого запланирована на 2024 год. «Хотя трехмерная карта Луны уже есть, но, конечно, в случае успешного проведения съемки аппаратом «Луна-26″ будет создана новая 3D-карта поверхности», — отметила Ирина Карачевцева.

«Для подготовки к пилотируемому полету нужны специальные тренажеры с очень детальными снимками, с помощью которых космонавты будут привыкать к виду и особенностям лунной поверхности, для того чтобы лучше ориентироваться при высадке», — сообщила Ирина Карачевцева.

По ее словам, для безопасной работы научного оборудования, а также передвижения космонавтов на Луне «обязательно будут создаваться новые детальные карты конкретных участков в районе посадки».

От Меркурия до Марса

Начало космической эры позволило составлять достоверные карты далеких планет. Для этого используются снимки поверхности, полученные космическими аппаратами, находящимися на орбитах небесных тел.

Гипсометрическая карта Меркурия

© Лаборатория исследования внеземных территорий МИИГАиК

Таким способом созданы карты не только Луны, но и Марса, Венеры и Меркурия — небесных тел земной группы, расположенных ближе к центру Солнечной системы, имеющих твердую поверхность

Елена Бекчанова

В СССР впервые в мире была создана карта обратной стороны Луны на основе фотографий, полученных межпланетной автоматической станцией «Луна-3» в октябре 1959 года. Затем были разработаны первые атлас и глобус естественного спутника Земли. Этими работами на основе снимков, полученных советскими лунными межпланетными станциями (АМС), занимались сотрудники Государственного астрономического института им. Штернберга и Центрального научно-исследовательского института геодезии, аэрофотосъемки и картографии, — пояснила специалист.

По словам Бекчановой, начало космической эры позволило составлять достоверные карты более далеких небесных тел. «Для этого используются снимки поверхности, полученные космическими аппаратами, находящимися на орбитах планет. Так созданы современные карты не только Луны, но и Марса, Венеры и Меркурия — планет земной группы, расположенных ближе к центру Солнечной системы, имеющих твердую поверхность», — отметила специалист.

Марсианский кратер. Снимок сделан камерой CaSSIS, установленной на борту аппарата TGO миссии «ЭкзоМарс-2016»

© ESA/Роскосмос

Елена Бекчанова отметила, что на современном этапе космических исследований широко практикуется международное сотрудничество. При этом снимки высокого разрешения часто находятся в открытом доступе, поэтому воспользоваться ими может любой желающий.

«Российские картографы используют снимки с зарубежных аппаратов, а также участвуют в совместных исследованиях с иностранными учеными из Европы, США, Китая», — пояснила Елена Бекчанова.

Нет и не будет

На эту тему

В Солнечной системе есть небесные тела, карты которых создать не получится. Некоторые планеты Солнечной системы (например, Сатурн, Юпитер) имеют газовую, а не твердую поверхность. «Мы не сможем создать их карту, потому что, когда мы создадим цифровое отображение, оно будет неактуальным, так как поверхность уже изменилась», — говорит ведущий инженер-геодезист Роскартографии Евстафьев.

По его словам, созданные снимки будут отображать конкретный срез на какой-то момент времени. В свою очередь Бекчанова пояснила, что для картографирования необходимо получить не только изображение поверхности планеты, но и установить систему координат на поверхности изучаемых тел, определить параметры их вращения и размеров.

Аэростат для создания карт

Одной из неизученных планет является Венера. «Поверхность Венеры нельзя увидеть ни в земные телескопы, ни с орбитальных аппаратов, которые ведут зондирование в оптическом диапазоне, так как эта планета укрыта мощным слоем облаков», — сказала инженер-геодезист Роскартографии. «По этой причине Венеру изучали с помощью радиолокации», — уточнила Елена Бекчанова. По словам специалиста, первый «Атлас поверхности Венеры» был составлен в СССР по радиолокационным данным советских АМС «Венера-15» и «Венера-16», выполнивших в 1983–1984 годах съемку около одной трети северного полушария планеты.

На эту тему

В 2020 году научный руководитель Института космических исследований (ИКИ) РАН, академик РАН Лев Зеленый сообщил ТАСС, что в РФ будет разработана новая программа по исследованию Венеры, которая включает отправку как минимум трех научных аппаратов. На борту первого из них — «Венеры-Д» — будут находиться два зонда: один на высоте 55–60 км от поверхности (над облаками), а второй — на высоте 45–50 км (под облаками).

«За время работы аппарат должен передать на Землю всю необходимую информацию для подробного изучения атмосферы и поверхности Венеры, которая полностью не изучена. И, конечно, получение новой точной информации с помощью более совершенных приборов XXI века должно привести к созданию новых карт Венеры», — отметила Карачевцева.

В первую очередь карты небесных тел нужны для представления в наглядной форме результатов космических исследований, обеспечения безопасной посадки, а также проведения экспериментов на поверхности планет.

«Карты небесных тел будут необходимы и для будущих покорителей других планет, для космических туристов, для космонавтов и астронавтов, ведущих свою профессиональную и исследовательскую деятельность за пределами нашей планеты», — заключила Елена Бекчанова.

Екатерина Москвич

Космические снимки – еще один инструмент обеспечения прозрачности государства

Опубликовано онлайн в Газета.ру с изменениями, здесь публикуется в оригинальном виде.

Максим Дубинин ([email protected])

Одной из стандарных «подложек» для отображения объектов, процессов и событий является картографическая информация. Одна из ее разновидностей – спутниковые или космические снимки, или более корректно, данные дистанционного зондирования, поскольку они могут быть получены не только из космоса, но и, например, с аппаратов воздушного базирования. Революцию в этой области, приведшую к изменению мирового информационного «ландшафта» в 2005 году произвела компания Google. Она предоставила первую глобальную, доступную каждому пользователю сети Интернет карту, а также как набор космических снимков. Внимание пользователей показало значительный интерес к подобной информации. По разным оценкам, уже в 2008 году только программа Google Планета Земля (Google Earth) была загружена 200-400 миллионов раз [Michael Jones, 2008, Geoweb 2008 keynote speech]. За прошедшие с 2005 года 6 лет на рынок вышли и другие, не менее амбициозные игроки развивающие как глобальные так и региональные сервисы, использующие различные наборы картографических данных, полученные из разных источников, но как правило сопровождаемые картиной мира из космоса.

Наиболее известными картографическими сервисами, где размещено большое число данных со спутников, являются проекты Google Maps, Bing Maps, Yahoo! Maps, Nokia Ovi Maps. Интернет-компании вступают во многомиллионные сделки с компаниями поставщиками спутниковых данных из космоса и начинают приобретать компании-поставщиков данных дистанционного зондирования и оборудования. Так, Google в 2007 г. покупает ImageAmerica, Microsoft еще раньше, в 2006 покупает Vexel.

Разделение картографической и космической информации не случайно. Первая является более рафинированной моделью реальности, вторая – непосредственным ее слепком. Над первой работают сотни компаний по всему миру собирающие, проверяющие, наносящие на карту собранную информацию, вторая является уделом гораздо меньшего количества, фактически единиц государственных и коммерческих поставщиков способных запускать дорогие спутники или производить сложную аппаратуру для приема данных. Появления подробной карты своего города или села многим все еще приходится ждать иногда годами, спутниковыми же данными многократно покрыта вся территория Земли. В зависимости от разрешения, разумеется, такие данные тоже могут быть более или менее доступны, но для того чтобы показать актуальную картину целого города в высокой детализации достаточно несколько снимков. Продолжаются запуски новых спутников дистанционного зондирования предоставляющих возможность увидеть все большее количество деталей, преимуществами космических технологий являются большая оперативность и охват при большой степени автономности.

Активная работа по доставке пользователям данных идет не только на глобальном, но и региональном уровне. Сейчас это называют новым термином «геопортал», их создали многие страны мира и они поддерживаюся на государственном уровне. Устойчивого определения понятия «геопортал» пока не существует, где-то это средство обмена самими геоданными, где-то – метаданными (информации обо информации), где-то даже средство создания геоданных.

В России единого государственного геопортала пока нет, но ряд коммерческих компаний также предоставляет доступ к данным из космоса и картографической информации:

Идет активность и на региональном уровне, хотя количество достойных примеров пока не так велико:

Ряд сервисов использующих космические снимки предоставляется государственными структурами:

1. Геопортал Минприроды (http://fires.rfimnr.ru/api/index.html) — доступна информация об особо охраняемых природных территориях России (в том числе опубликованы актуальные космические снимки). Также на ресурсе размещены спутниковые мозаики города Сочи, байкальского региона, данные о пожарной обстановке;
  2. Публичная кадастровая карта (http://maps.rosreestr.ru/Portal/) — справочно-информационный сервис для предоставления пользователям сведений Государственного кадастра недвижимости на территорию России. Доступны спутниковые снимки в качестве базовой подложки, поверх которой отображаются контуры границ кадастрового деления.
  3. Открытый ведомственный геопортал Роскосмоса: http://geoportal.ntsomz.ru/ — данные о космической съемке с отечественных и зарубежных спутников.

До недавнего времени, многие из возможных способов применений снимков оставались прерогативой государства, но его технологическое и понятийное отставание в применении новых технологий привело к тому, что более активно реализовывать эти возможности стала общественность и негосударственные организации. Так как космические снимки представляют, как правило, неотредактированную картину мира, они могут использоваться для создания продуктов и сервисов позволяющих контролировать деятельность компаний и государства, создавать альтернативные источники информации для проверки официальной статистики.

Уникальность ситуации заключается в том, что Интернет позволяет пользователю быть не только потребителем информации, но и ее создателем. Как и во многих других сферах затронутых Интернетом в дистанционном зондировании также начинается эпоха UGC (user-generated content, содержание создаваемое самими пользователями) и его особого случая – VGI (volunteered geographic information, географическая информация создаваемая пользователями). Появление в широком доступе космических данных уже привело к запуску проектов использующих эти данные в качестве подложки, и счет таким проектам уже идет на тысячи. Постепенно начинают появляться и проекты непосредственно анализирующие данные из космоса на предмет обнаружения различных процессов, явлений и объектов. Однако, чем более высокотехнологичной или научной считается область знаний, тем более скептически принято относится к участию в работе со специфической информацией обычных пользователей. Тем не менее, радикальное улучшение доступа к данным, методологии и програмному обеспечению изменило правила игры и в отношении космических снимков. Дешифрирование снимков перестает быть прерогативой экспертов, сейчас попробовать себя в роли дешифровщика может каждый.

Одно из первых логичных применений огромному массиву космических данных и не менее огромной армии пользователей — производство картографической информации. Так появились проекты OpenStreetMap, Google MapMaker и Народная карта Яндекса, где десятки тысяч пользователей создают картографические данные по космическим снимкам. Одно из главных преимуществ карт создаваемых самими пользователями – скорость реакции, с которой вряд ли могут сравниться излишне зарегулированные и бюрократизированные государственные и ориентированные на прибыль коммерческие организации. Благодаря оперативно предоставленным космическим снимкам результаты картирования участниками OpenStreetMap последствий землятрясений в Гаити и Чили появились в первые дни после трагедии и использовались в том числе и спасателями, поскольку другой картографической основы просто не было [Спасатели на Гаити используют OpenStreetMap]. Помимо создания картографической основы, начали появляться и сервисы активно привлекающие общественное участие и дополняющие государственные надзорные и контролирующие органы.

В 2009 г. Гринпис России запустил проект Леснадзор позволяющий, используя карту, сообщить о незаконных рубках, захвате земель и других нарушениях, приложив кроме информации о местоположении предполагаемого нарушения фотографию и описание. За 2 года существования проекта оставлено 361 cообщение. Российская группа проекта Letsdoit отмечает на картах места свалок. Пожалуй самым известным явлением в этой области является Ushahidi/Crowdmap – открытая программная платформа созданная одноименной компанией и предназначенная для оперативного сбора и визуализации информации, в том числе пространственной, из социальных сетей, СМС. Ushahidi проявила себя в кризисных событиях: землятрясениях на Гаити, Чили, Новой Зеландии, анти-провительственных демонстрациях на Ближнем Востоке и бедствиях в Японии [Проекты с использованием Ushahidi]. Собираемая с помощью широкой общественности информация в том числе демонстрировалась на картах, показывая местоположения жизненно важных объектов, источников воды, топлива, пунктов медицинского обслуживания и т.д. В России платформа Ushahidi использовалась проектом Карта помощи [Карта помощи] пострадавшим от природных пожаров 2010.

Помимо простого созерцания снимков на предмет интересных небычных объектов и использования снимков и карт в качестве географической подложи, постепенно начинают появляться проекты по планомерному, регулярному наблюдению – мониторингу природных объектов и процессов и последствий деятельности человека. Данные дистанционного зондирования постепенно становятся тем, чем они не могли не стать после их появления в Интернет — средством контроля за выполнением обязательств и законодетельства компаниями и государством со стороны общественности, компаний и государственных служб. Как правило, появление подобных проектов связано с негативными природными явлениями и влиянием человека.

Возьмем, например, природные пожары. Теоретически, используя информацию оперативного спутникового мониторинга следить за пожарной обстановкой в интересующем регионе, анализировать динамику горения за период, по ежедневным снимкам из космоса, оценивать направление перемещения дымных шлейфов теперь может каждый желающий, например используя сервис «Космоснимки — Пожары». В сезон пожаров 2010 г. несколько десятков участников проекта OpenStreetMap используя актуальную космическую съемку предоставленную компанией Сканэкс осуществляли картирование границ сгоревших территорий [Общественный пожарный мониторинг]. Произведенная информация по качеству не могла сравниться с результатами государственной системой мониторинга пожаров (ИСДМ Рослесхоз) создаваемой профессионалами [ИСДМ Рослесхоз], но открытость данных позволила в дальнейшем использовать результаты для их улучшения и проведения независимой оценки площадей сгоревших территорий [Детектирование сгоревших территорий РФ в 2010: результаты Гринпис России].

К сожалению, несмотря на ряд интересных сервисов, государство пока не идет в ногу со временем и накладывает большое количество ограничений мешающих интенсивному развитию систем мониторинга. Несмотря на заявления официальных лиц и очевидное несоответствие современной действительности (данные сверхвысокого разрешения открыто доступны на многих упомянутых выше сайтах), до сих к данным с разрешением лучше двух метров применяется режим секретности. Хотя контролировать появление таких данных по территории РФ на зарубежных сайтах государство не может, ограничивать российские компании в проведении такой съемки пытается [Суд отложил на 4 августа жалобу по делу о запрете съемки Земли с высоким разрешением]. Лицензия «на гостайну», лицензия на космическую деятельность, лицензия на картографическую деятельность, — такой набор «бумажной» нагрузки сегодня необходим разве что при допуске к решению вопросов, как минимум, национальной безопасности страны. С одним лишь уточнением — в информационно и экономически развитых странах. Однако, в России они понадобятся любой организации серьезно занимающейся картографическими проектами. Это ограничивает конкуренцию и не пускает в область молодые и способные коллективы. Другое отрицательное следствие ограничений – невозможность создания по-настоящему эффективной независимой системы мониторинга. Побеждать в государственных тендерах будут организации находящиеся в хороших отношениях со спец- и другими службами, а не настоящие эксперты. В частности, “зеленые” организации получать доступ к гостайне не будут и соответственно формально проводить мониторинг по данным высокого разрешения не смогут. А если все-таки решатся провести его, то при большой степени “неудобности” выводов, вероятность натолкнуться вопроса “на каком основании вы такую деятельность ведете” будет стремится к 100%. Поэтому государство продолжает проводить конкурсы по закупке данных с подобными требованиями, например летом 2011-го ФГУП «Рослесинфорг» объявил тендера по поставке цифровой информации космической съемки на площади более 200 млн га [Тендер по поставке цифровой информации космической съемки ФГУП «Рослесинфорг»]. Учитывая, что спутниковый мониторинг лесного фонда России уже не первый год осуществляется с помощью зарубежных спутников дистанционного зондирования Земли, остается непонятным, от кого пытаются засекретить материалы космосъемки, требуя от исполнителя лицензию «на гостайну».

Планируется также расширение работы с высокодетальными снимками населенных пунктов и сельхозугодий России, которые должны быть сфотографированы в высоком разрешении (0,5 метра на пиксель), согласно приказу, который был подписан министром экономического развития Эльвирой Набиуллиной [Росреестр сфотографирует Россию четче «Яндекса» и Google]. Представители Росреестра обещают, что для некоммерческого использования эти данные будут доступны бесплатно. Как это согласуется с режимом секретности и можно ли будет создавать на их основе производные продукты — покажет время.

В будущем эксперты ожидают все большого вовлечения институтов гражданского общества в создание механизмов контроля использующих географическую информацию. Возможно, уже в ближайшие годы именно потребности различных гражданских тематических пользовательских сообществ и будут определять вектор развития всей отрасли съемки Земли из космоса.

Примеры тематических направлений, где возможно применение космических данных для создания альтернативных источников данных (возможная врезка):

• Картографическая основа
  • Развитие инфраструктуры
  • Последствий чрезвычайных ситуаций
  • Вырубки
  • Природные пожары
  • Ледовая и паводковая обстановка
  • Сельскохозяйственные земли, заброска и зарастание земель

Выводы:

• Космических снимков стало очень много;
  • Космические снимки стали гораздо более доступны, в том числе миллионам пользователей Интернет;
  • Космические снимки стали использоваться как подложка для тысяч проектов связанных с пространственными данными;
  • Засчет своей беспристрастности (в отличие от карт), снимки могут стать еще одним инструментом независимого контроля деятельности государства и компаний;
  • Этот контроль может осуществляться как самим государством и компаниями (конкуренция и экспертиза), так и широкой общественностью;
  • Текущая нормативно-правовая ситуация сдерживает развитие систем мониторинга в этом направлении.

Интерактивная карта «космических» мест появится в Рязанской области

В регионе стартовала реализация проекта «Интерактивная карта объектов Рязанской области, связанных с историей российской космонавтики».

Создание ресурса приурочено к 60-летию первого полета человека в космос, которое будет отмечаться в следующем году.

Совместными усилиями рязанских студентов, старшеклассников школ и их наставников будет сформирован единая электронная база мест в Рязанской области, так или иначе имеющих отношение к освоению космического пространства. Подобных объектов на карте региона немало. Это, например, астрономическая обсерватория в Рязанском госуниверситете, музей основоположника космонавтики К.Э. Циолковского на его родине в селе Ижевское Спасского района, краеведческий центр имени философа-космиста Н.Ф. Федорова в Сасове, а также школьные музеи космонавтики, краеведческие экспозиции, памятники знаменитым рязанцам, посвятившим себя освоению космоса, географические объекты, носящие их имена. В общей сложности на интерактивной карте будет отмечено больше 15-ти точек. Кликнув на каждый объект, можно будет получить развернутую информацию о нем, включающую в себя фото, видео и лонгрид.

Созданием медиапродуктов займутся школьники и студенты, которые имеют склонности к краеведческой и журналистской работе. Команда проекта будет сформирована по результатам специального профоритентационного отбора. После этого для заинтересованных школьников и студентов исследователи российской космонавтики, сотрудники музеев, профессиональные журналисты проведут лекции и мастер-классы. Они расскажут об объектах, связанных с историей российской космонавтики, вкладе рязанцев в развитие космической отрасли, особенностях освещения этой темы в СМИ. Самой интересной частью проекта станут краеведческие экспедиции команды проекта, во время которых школьники и студенты вместе с наставниками побывают непосредственно в тех местах, которые будут обозначены на интерактивной карте.

Презентация проекта интерактивной карты состоялась сегодня в Рязанском информационном агентстве «7 новостей». Она прошла в формате стрима, во время которого инициаторы проекта подробно рассказали о нем и ответили на вопросы журналистов. Организаторы обратили внимание, что в связи с риском распространения коронавирусной инфекции в регионе очные мероприятия перенесены на неопределенный срок, однако работа по формированию интерактивной карты с использованием дистанционных технологий продолжится.

Напомним, проект «Интерактивная карта объектов Рязанской области, связанных с историей российской космонавтики» реализуется автономной некоммерческой организацией «Центр развития КВН» с использованием президентского гранта и при поддержке Федерального агентства по делам молодежи. Сама карта в виде отдельного электронного ресурса уже размещена на сайте информагентства «7 новостей», и она будет постепенно наполняться. Интерактивная карта может быть использована как в качестве образовательно-воспитательного ресурса педагогами региона, так и в качестве тематического путеводителя для туристов.

Текст Людмилы Ивановой

Фото Александра Королёва и Людмилы Ивановой

Мне нравитсяНе нравится

как отметят День России на ВДНХ / Новости города / Сайт Москвы

Познакомиться с летописью и сводом законов Древней Руси, сыграть в космическую викторину и совершить виртуальную прогулку по уникальным природным зонам страны приглашает всех желающих ВДНХ в День России, 12 июня. Принять участие в праздничной онлайн-программе можно будет на сайте выставки, на ее страницах в социальных сетях, а также на интернет-площадках резидентов комплекса.

«Территория ВДНХ уже открыта для прогулок. В честь праздника вечером 12 июня фасады павильона “Рабочий и колхозница” подсветят цветами российского флага. Однако музеи, павильоны и другие площадки выставки еще будут закрыты. Они начнут принимать гостей 16 июня. Поэтому посетить их мероприятия, приуроченные ко Дню России, можно в онлайн-формате. Резиденты ВДНХ подготовили для москвичей видеоэкскурсии, лекции, конкурсы, кинопоказы и многое другое. Праздничная программа посвящена истории и достижениям нашей страны, а также ее богатому природному миру», — рассказали в пресс-службе ВДНХ.

Узнать о главных космических городах страны

C достижениями российской космической отрасли горожан познакомит центр «Космонавтика и авиация». С 11:00 в соцсети «Инстаграм» на страницах ВДНХ и центра в разделе «Истории» можно будет поучаствовать в интерактивном тесте «Россия — космическая страна». Летчик-космонавт Олег Артемьев поделится информацией о пяти фактах из истории отечественной космонавтики, а подписчикам в комментариях предстоит определить, правда это или нет. В 13:00 в «Инстаграме» пройдет прямой эфир еще с одним покорителем космоса — Федором Юрчихиным. Он расскажет зрителям о последних разработках космической промышленности, например о создании пилотируемого космического корабля «Орел» и автоматического грузового корабля серии «Прогресс». Подписчики смогут задавать свои вопросы в комментариях, космонавт ответит на них в эфире.

А в блоге #КосмосИзДома на сайте центра можно будет почитать о главных космических городах страны, в которых находятся отраслевые предприятия, учебные заведения и космодромы. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Мирный и другие. Кроме того, можно будет узнать интересные факты о городах, связанных с выдающимися деятелями космонавтики. Речь, например, пойдет о Калуге, где жил и работал изобретатель Константин Циолковский, или о Гагарине (до 1968 года — Гжатск). Этот город в Смоленской области был назван в честь Юрия Гагарина — первого человека, совершившего полет в космос.

Увидеть вулканы Камчатки и вспомнить историю Древнерусского государства

Исторический парк «Россия — моя история» совместно с Русским географическим обществом подготовил онлайн-выставку «Многонациональная Россия». На сайте проекта можно посмотреть фотографии, сделанные в разных уголках нашей страны. В экспозицию входят снимки вулканов Камчатки, гротов озера Байкал и природного заповедника «Эрзи» в Ингушетии. Кроме того, на выставке представлены фотографии представителей разных народностей, населяющих нашу страну. Это, к примеру, жители полуострова Ямал, Северной Осетии и Дагестана.

Центр славянской письменности «Слово» расскажет о древних литературных памятниках. В 16:00 на сайте ВДНХ и на странице центра в «Инстаграме» выложат подкаст «День России — тысячелетний путь: Рюрик, Мономах… и мы». Экскурсовод Дмитрий Тараторин познакомит слушателей с двумя уникальными документами. Он расскажет об одной из древнейших русских летописей — Лаврентьевской. Она датирована 1377 годом. В нее входит летописный свод «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» и другие произведения, которые рассказывают о становлении Древнерусского государства. Второй документ — сборник юридических норм Руси и Византии XIII–XIV веков «Мерило праведное».

Посмотреть онлайн-лекцию «После СССР: Россия в документальном кино 1990-х» всех желающих приглашает Музей кино. На ней можно будет узнать, какие новые темы, герои и стили документального кинематографа стали актуальными после распада Советского Союза. Эксперт расскажет работах таких режиссеров, как Сергей Дворцевой, Виктор Косаковский, Александр Сокуров. Лекция пройдет на онлайн-платформе Zoom в 16:00. Ссылку на нее можно получить на сайте Музея кино 12 июня с 12:00.

А любителей художественных фильмов ждут в онлайн-кинотеатре Музея кино. Там в 17:10 состоится показ киноленты Ларисы Шепитько «Крылья» (1966), рассказывающей о послевоенной жизни бывшей боевой летчицы. Для просмотра картины регистрация не требуется.

Понаблюдать за рыбами-воробьями и прогуляться по тундре

Центр океанографии и морской биологии «Москвариум» приглашает на видеоэкскурсию «Моря и реки России». Видео станет доступно с 12:00 на YouTube-канале «Москвариума», а также на его официальных страницах в социальных сетях «Инстаграм», «Фейсбук» и «В контакте». Тур будет посвящен водным обитателям нашей страны. Ихтиологи центра проведут зрителей по экспозиции океанариума и расскажут о том, сколько ног у камчатского краба, чем опасна черноморская скорпена, как выглядит амурская морская звезда, и о других интересных фактах об обитателях морских глубин. Зрители познакомятся с представителями семейства осетровых — калугой, белугой и русским осетром. Часть экскурсии посвятят пинагорам, или рыбам-воробьям. Такое название они получили из-за того, что их форма напоминает нахохлившуюся птичку. Эти необычные обитатели встречаются в Белом, Балтийском и Карском морях. Кстати, мальки пинагоров появились в океанариуме совсем недавно, и 12 июня их впервые покажут зрителям. Завершится экскурсия необычным поздравлением от водолазов центра.

Кроме того, в 12:00 на YouTube-канале экоцентра «Пчеловодство» начнется онлайн-лекция «Экосистемы России».

Специалисты «Мосприроды» расскажут, какие природные зоны существуют в нашей стране, в чем их главное богатство и отличия. Зрители совершат виртуальную прогулку по тундре и тайге, побывают в степях и пустыне.

День России — ежегодный государственный праздник. Он отмечается с 1992 года в день принятия Декларации о суверенитете РСФСР — 12 июня.

Столица постепенно смягчает ограничения, которые были введены из-за распространения коронавируса. Так, с 9 июня для горожан отменили пропускной режим и график прогулок. Теперь жители могут без ограничений выходить из дома, пользоваться транспортом и посещать общественные места. При этом библиотеки, музеи, выставочные залы и другие учреждения культуры смогут возобновить свою работу с 16 июня.

А пока следить за культурной жизнью ВДНХ можно в онлайн-режиме. Так, с 31 марта выставка подготовила для своих виртуальных посетителей серию видеоэкскурсий, а также мастер-классов и лекций. Прогуляться по павильонам «Космонавтика и авиация», «Рабочий и колхозница», музею ВДНХ, центру славянской письменности «Слово» и посмотреть познавательные видеоматериалы можно на официальном сайте в разделе «ВДНХ онлайн», а также на страницах выставки и ее резидентов в соцсетях. Например, во время трансляций из «Москвариума» зрители узнают, чем любят лакомиться акулы, мурены, пираньи и скаты. А на странице комплекса в социальной сети «Инстаграм» можно понаблюдать за жизнью животных, обитающих на «Городской ферме».

В России может появиться карта туриста, объединяющая все космические музеи

Что
ВсёБиблионочь 2021Фильмы в прокатеСпектакли в театрахАвтособытияАкцииБалБалет, операБлаготворительностьВечеринки и дискотекиВыставкиДень городаДень ПобедыДень снятия блокадыЕвро-2021 по футболу в СПбКинопоказыКонференцииКонцертыКрасота и модаЛекции, семинары и тренингиЛитератураМероприятия в ресторанахМероприятия ВОВОбластные событияОбщественные акцииОнлайн трансляцииПасхаПраздники и мероприятияПрезентации и открытияПремииРазвлекательные шоуРазвлечения для детейреконструкцияРелигияСобытия на улицеСпектаклиСпортивные событияТворческие вечераФестивалиФК ЗенитШкольные каникулыЭкологические событияЭкскурсииЯрмарки

Где
ВездеАдминистрации р-новКреативные art заведенияПарки аттракционов, детские развлекательные центрыКлубы воздухоплаванияБазы, пансионаты, центры загородного отдыхаСауны и баниБарыБассейны и школы плаванияЧитальные залы и библиотекиМеста, где играть в бильярдБоулингМагазины, бутики, шоу-румы одеждыВерёвочные городки и паркиВодопады и гейзерыКомплексы и залы для выставокГей и лесби клубыГоры, скалы и высотыОтели ГостиницыДворцыДворы-колодцы, подъездыЛагеря для отдыха и развития детейПрочие места отдыха и развлеченийЗаброшки — здания, лагеря, отели и заводыВетеринарные клиники, питомники, зоогостиницыКонтактные зоопарки и парки с животнымиТуристические инфоцентрыСтудии йогиКараоке клубы и барыКартинг центрыЛедовые катки и горкиРестораны, бары, кафеКвесты в реальности для детей и взрослыхПлощадки для игры в кёрлингКиноцентры и кинотеатрыМогилы и некрополиВодное поло. байдарки, яхтинг, парусные клубыКоворкинг центрыКонные прогулки на лошадяхКрепости и замкиМагазины одежды и продуктов питанияМаяки и фортыМед клиники и поликлиникиДетские места отдыхаРазводный, вантовые, исторические мостыМузеиГосударственные музеи-заповедники (ГМЗ)Креативные и прикольные домаНочные бары и клубыПляжи, реки и озераПамятники и скульптурыПарки, сады и скверы, лесопарки и лесаПейнтбол и ЛазертагКатакомбы и подземные гротыПлощадиПомещения и конференц залы для событий, конференций, тренинговЗалы для концертовПристани, причалы, порты, стоянкиПриюты и фонды помощиПрокат велосипедов и самокатовСтудии красоты и парикмахерскиеОткрытые видовые крыши и площадкиКомплексы, арены, стадионыМужской и женский стриптиз девушекШколы танцевГипер и супермаркетыДК и театрыЭкскурсионные теплоходы по Неве, Лагоде и Финскому ЗаливуТоргово-развлекательные центры, комплексы и торговые центры, бизнес центрыУниверситеты, институты, академии, колледжиФитнес центры, спортивные клубы и оздоровительные центрыПространства для фотосессий и фотосъемкиСоборы, храмы и церкви

Когда
Любое времясегодня Пн, 19 апрелязавтра Вт, 20 апрелясреда, 21 апрелячетверг, 22 апреляпятница, 23 апрелясуббота, 24 апрелявоскресенье, 25 апреляпонедельник, 26 апрелявторник, 27 апрелясреда, 28 апреля

Гагарина, Циолковского, Глушко, Звездная – «космические» улицы на карте Казани — Новости

Фото: Денис Гордийко

(Город Казань KZN. RU, 10 апреля). В Казани насчитывается 12 улиц с «космическими» названиями, они расположены в разных районах города. В преддверии Дня космонавтики портал KZN.RU отметил на карте улицы, которые названы именами советских основоположников авиации и космонавтики.

Так, в Московском районе есть улица Гагарина, названная в честь первого космонавта Юрия Гагарина. До 1961 года улица называлась 11-я Союзная.

Имя одного из создателей советской ракетно-космической техники – Академика Королева – носит улица в поселке Урицкого Московского района, где проживала семья советского конструктора. А улицу в Советском районе Казани назвали в честь его друга — ученого, конструктора советского ракетного двигателестроения Валентина Глушко. К слову, во время Великой Отечественной войны Сергей Королев и Валентин Глушко работали в Казани в конструкторском бюро тюремного типа.

Также в Советском районе Казани в названии улицы увековечено имя Владимира Комарова – летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, командира первого в мире экипажа космического корабля.

Еще одну улицу в Казани назвали в честь ученого, основоположника теоретической космонавтики, изобретателя в области аэронавтики и ракетодинамики, автора множества научных трудов Константина Циолковского. Находится она в поселке Ново-Караваево Авиастроительного района.

Кроме этого, в Советском районе города есть улица Космонавтов, а в Вахитовском районе – улица Ракетная. Улица с красивым названием Звездная находится в поселке Новое Аракчино Кировского района, улица Йолдызлы – в поселке Залесный Кировского района, Звездопадной названа одна из улиц в поселке Вишневка Приволжского района, улица Лунная находится в поселке Красная Горка Кировского района, улица Айлы – в поселке Вознесенское Советского района.

Перейдя по ссылке, можно увидеть эти улицы на карте Казани.